Безнадежность и зависть – это путники, идущие, взявшись за руки

“Именно кажущаяся или реальная безнадежность, недостижимость (по крайней мере в данный момент) благ или качеств, принадлежащих другому, вызывает у человека зависть. Об этом писал еще Бэкон, говоря о типах людей, испытывающих зависть: это те, у кого нет никакой надежды когда-либо достичь желаемого.”

Е. Ильин

Очень часто за завистью стоит желание справиться с жизненными трудностями. Мы начинаем чаще завидовать, когда наше «Я» находится под давлением, когда усиливаются сомнения в себе, и осознается малое наше влияние на судьбоносные события. Наши идеализации себя рушатся, и самооценка падает. Наше общество и семейные ценности изначально содержат в себе много зависти, по большей части скрытой, теневой, замаскированной под норму, но ложащиеся непомерным и жестким требованием на наше восприятие себя и жизни. Стремление стать самым лучшим, самым одаренным, самым богатым, соответствовать ожиданиям и ценностям, отдаляет нас от собственного духовного центра, ложится грузом непринятия себя и своей самости, претензией к тому чем я являюсь на самом деле. Сравните это с тревогой Злой Королевы в сказке о Белоснежке. Каждый день вопрошающей волшебное зеркало: «Я ль на свете всех милее…». Она уверена, что обретет покой и счастье лишь будучи всех прекраснее. Но все достижения в подобной гонке связаны с разочарованием. Достигая внешней цели, не возникает радости самому себе и чувство собственного достоинства также, не достигается. Внутренняя черная дыра не уменьшается, просто у других всегда все лучше.

На X конференции “Психология: вызовы современности” свой мастер-класс «Зависть в семье» (по мотивам сказки братьев Гримм) проведет аналитический психолог, юнгианский сказкотерапевт Алла Третьякова.

Большинство современных людей испытывает хронический дефицит связей со своей природной, инстинктивной частью. Разрыв с глубинными корнями, характерен для психической травмы, и никогда не проходит даром. Не только серьезные коллективные события (война, революция, голод, кризис в стране), но и события в роду, и в личном опыте, не будучи переработанными и освоенными, влияют на целостность нашей психики. В нашей личной истории зияют огромные белые пятна. Пустота тревожит и порождает демонов. Здоровой природе не свойственна пустота. Мы можем восполнить свои пробелы по-разному: поверить, увидеть, узнать. Мой опыт говорит, что эти пятна могут быть реконструированы с помощью Сказки. Народная сказка не только поднимает на поверхность то, что было спрятано от нас в «слепом пятне», не только реконструирует. Каждая сказка содержит ритуал, сакральный путь и инициацию. То волшебство, которое использовали наши предки и утеряли мы. Способ, в котором я работаю со сказкой, называется юнгианская сказкотерапия. Это способ читать и общаться со сказкой как с живым символом. Она и есть живая. И учит не как плохой учитель в школе, а как любящий родитель. Именно поэтому мы вдруг обнаруживаем собственный неистраченный детский потенциал – любознательность найти новое, увидеть и поверить. Мы окунаемся в сказку как в волшебную живую воду. И прорастаем жизнью. Мы сращиваем расколотое, опуская кусочки разбитых сердец в мертвую воду. Оплакиваем и горюем, а потом наблюдаем рождение и оживление собственной души.

Алла Третьякова

Мы тесно связаны невидимыми корнями не только с историей своего рода и народа, его культурой и религией, но и со всей планетой, природой, обществом, со всей эволюцией человечества в целом, с жизнью и смертью. Мы несем в себе не только генетический, но и психический код. Хотим мы этого или нет, в психике есть не только личный, но и коллективный уровень. И влияние коллективного уровня на то, как мы себя проявляем, реализуем и раскрываем очень велико, хотя и не всегда осознается.

Качество раскрытия нашего потенциала, насколько мы можем быть самими собой в жизни, непосредственно связано с нашей возможностью быть счастливыми. А для этого нам нужно не только понять себя, но иметь смелость собой быть. Именно о пути к своей реализации, и об опасностях и засадах на этом пути и рассказывают практически все народные сказки и мифы.

В волшебной сказке, в легенде и мифе метафорическим, символическим способом описаны темы искупления и освобождения, циклы развития сознания и взросления, причины и следствия травм, виды Тени и способы её преодоления. Как и психика сказка говорит с нами на языке образов и символов. Проживая пространство мифа или сказки, мы учимся понимать этот язык, постигать смысл посланий нашего бессознательного.

Аналитическая психология, и в частности юнгианская сказкотерапия, может использовать различные методы, направленные на глубинное исследование психики: медитативные практики, активное воображение, анализ сновидений, симптомов, а также исследование и проживание сказок и мифов. Работая со сказкой, удерживая объективный и субъективный уровни, мы словно бы сплетаем нити собственного узора с тканью мира. Обретаем большую целостность и наполненность, находим новые, гармоничные формы самораскрытия и обретения целостности. Архетипические содержания сказочных образов можно раскрывать через культурные трактовки, а можно через субъективный уровень. Для проживания нам важно почувствовать свое отношение к тому или иному сказочному персонажу, уловить свою связь с ним, следовать вместе с ним по сказке. Юнгианский подход предлагает посмотреть на все описанное в сказке: места, животных, растения, поступки, персонажей – как на символы, описывающие наши душевные движения, переживания, устремления, желания, чувства и инстинкты. Мы склонны наполнять их нашим индивидуальным нарративом, видеть в них внутренние фигуры психики. Одна и та же сказка, таким образом, для каждого наполняется личным смыслом. Все предметы, животные, растения и пейзажи имеют значение, каждый предмет, объект, знак может вызвать свои, глубоко индивидуальные чувства и эмоции, и одновременно, исцелить психические раны.

Наверное, нужно пояснить, почему я уделяю такое внимание получению непосредственного чувственного опыта, соединенного с осознованием. Другими словами, мы говорим об инсайте – целостном интеллектуально-чувственном восприятии внутреннего события и его следствий.

Когда появляется необходимость и потребность изменить что-то в нашей жизни, часто возникает идея, что главное это понять в чём проблема, но на практике, для решения психологических проблем этого недостаточно. Иначе, мы могли бы прекрасно использовать все советы мудрецов, накопленные в истории человечества. Вот только возникает много помех или просто лени, препятствующих воплощению этих замечательных знаний. Мы можем понимать, осознавать, но трансформации не происходит. Для извлечения опыта из событий жизни нам необходимо не только осознание, но контакт с чувственным проживанием. Тогда сама жизнь проникает в нас и, следуя ей, мы приобретаем новый навык, обретаем практический опыт. Это уже не просто знания, это часть нас.

Чтобы была возможность прикоснуться к заблокированной или вытесненной боли, нужны специальные условия, специальный человек, время и место. То есть терапевтические условия. Работа со сказкой в юнгианском подходе, соответствует этим условиям и прекрасно себя зарекомендовала.