Семинар «Проживание-сказки. Зависть»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Двухдневный семинар-проживание сказки в методе Юнгианской сказкотерапии. Семинар посвящён исследованию зависти. А как вы понимаете, что такое зависть? Как вы реагируете на чьё-либо превосходство? Приходит ли к вам печаль о благополучии ближних? Терзающее душу и тело завистника чувство не только истощает его, но и доставляет мучения окружающим. Чему вам случалось завидовать? Деньгам, славе, красоте, здоровью? 

О зависти говорят как о функции.

Функции чего? Мозга, души, человека? Богам тоже свойственна зависть. Так где же она живет?

Ларошфуко полагает: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства» («Максимы», 29).

Попробуем разобраться с этим сложным явлением на семинаре, следуя путеводной нити народной сказки, где главным органом зависти предстают глаза, функцией которых стало истребление взором ранящего чужого превосходства.

Мы отправимся в путешествие по сказке «Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка» из собрания  братьев Гримм. Встретимся с тремя сёстрами с разным числом глаз, из которых одна, похожая на обычного человека, но обижаемая остальными, нашла своё счастье.

Самый мифологизированный элемент тела – глаза. Сердце, живот, голова считались средоточием жизненной силы, но количество поверий, нарративов и примет про глаза в ритуально-магических практиках, традициях и фольклоре просто потрясает. Глаза – источник силы, проводник воли, инструмент влияния. «У страха глаза велики», «сглаз», «дурной глаз» и «глаз-алмаз». Глаза – проводник знания, прозрения и «зеркало души». Отсутствие зрения, слепота часто маркер сверх зрения, мудрости и посвящения в тайны иного мира. Глаза оживляют и умерщвляют, забирают силу и одаривают чарами. Зрение связывается с видимостью, невидимостью, а также с непостижимостью и просвещением.

В сказке мы увидим персонажей с различным количеством глаз, поговорим об архаическом восприятии, символическом и психологическом аспекте зрения. Следом за героиней вырастим волшебное дерево и обретем счастье.

Соединяясь с образами сказки, мы будем погружаться во внутреннюю реальность и исследовать её. Волшебные народные сказки как живой символ позволяют трансформировать психологические искажения, познавать свою природу и обладают терапевтическим, сильным и глубоким воздействием.

В фокусе нашей работы будет тема зависти. Психологические аспекты, ее функции и значение в жизни человека. Мы рассмотрим влияние зависти на нас и наше развитие, на отношения в семье, социуме. Опираясь на юнгианский способ работы с символами и образами, мы исследуем глубинные аспекты возникновения зависти, её цели и источники в психике. Уделим внимание терапевтическим аспектам работы с завистью.

«Зависть подобна зеркалу злой волшебницы, которое превращает все хорошее в плохое, радость окружающих – в собственное раздражение, успехи и преимущества других – в чувство собственной ущербности.» Е.Ильин

Отдельной частью этого семинара будет создание обережной славянской куклы.  

Кукла не только игрушка, но еще и магический предмет. Рукоделие же сродни молитве и магии. Славянская кукла может нести обрядовые и обережные функции. Сам процесс очень медитативный и трансовый, очень алхимический. Кукла изготавливается за один раз, безотрывно, можно потом ее доряжать, включать в собственные ритуальные процессы.  Мы будем делать свои куклы вместе, после работы со сказкой, ориентируясь на цели и задачи поднятые в работе.

Для изготовления потребуются ткани, нитки, ленточки, шнурки, бусины, пуговицы. Материалы для изготовления славянской обережной куклы участники готовят самостоятельно! Список необходимого будет предоставлен за неделю до семинара.

Иногда при изготовлении кукол используют дополнительные природные материалы, соответствующие по смыслам и силам. Это может быть лоза или ветки деревьев, косточки, семена сухие плоды, зола, крупа, травы, камни. Зернышки прятали для достатка. Золу –  отвадить нечисть и привлечь благополучия. Травы — для очищения, на рост, или по их воздействию, например, на любовь.

Для куклы, которую мы будем делать в этот раз, выше перечисленное не понадобится. А вот если вы найдете небольшой предмет, символизирующий ваше заветное желание, то можно его использовать.

Некоторые куклы прячутся от глаз людей, другие наоборот выставляются напоказ. Есть куклы на короткое время, или желание, а есть передаваемые по роду.

Мы будем делать куклу на всё в нас, что достойно прославления. На все желанное для нашей души и все, что составляет ее красоту. Мы будем ориентироваться на понятие «славутность» — особое свойство, включающее большое количество ценных качеств, восхищающих, располагающих, в том числе и на красоту внешнюю, так, чтобы «глаз не отвести». Включая способность безкорыстно любить, жизненную силу, обаяние, веселость нрава, жизнерадостность и доброту, ум, и конечно, безупречную репутацию.

Это качество можно сравнить с харизмой, с понятием альфа, знаком самого высокого качества или высшей пробы.  Славутность это еще и те свойства и качества, что позволяют обрести внутреннее достоинство и право на восхищение и уважение. Славницы — те, о ком шла добрая молва. Как у Пушкина: